ЭТИКЕТ ЧАНАКЬИ ПАНДИТА


ЭТИКЕТ ЧАНАКЬИ ПАНДИТА

Глава 3
1. В семье не без урода. И на солнце есть пятна. Кто не болеет или не подвержен горю? Кто вечно счастлив?
2. Происхождение человека можно определить по его манерам, его родину – по произношению, его дружелюбие – по теплоте сердца и отзывчивости, а способность есть – по размерам тела.
3. Отдай дочь замуж в хорошую семью, позаботься об образовании сына, приноси горе врагу, а друга займи благочестивой деятельностью.
4. Негодяй хуже змеи, ибо она жалит лишь раз, а негодяй – на каждом шагу.
5. Поэтому царь собирает возле себя благородных, которые никогда не подведут его.
6. Во время разрушения вселенной даже океаны бурлят и выходят из берегов. Даже они подвержены переменам, но святой – нет.
7. Не дружи с безумцем – он как двуногий дикобраз. Своими колкими словами он как иглами пронзит тебе сердце.
8. Пусть человек красив и молод или родился в благородной семье; без образования он как цветок без запаха.
9. Красота кукушки – в голосе, жены – в бескорыстной преданности мужу,
уродливого – в учености, а аскета – в прощении.
10. Ради спасения семьи стоит пожертвовать одним ее членом; чтобы спасти деревню, стоит пожертвовать одной семьей; для спасения страны стоит пожертвовать деревней, но
стоит пожертвовать страной ради спасения души.
11. Предприимчивый не знает
нищеты, не бывает нищим и повторяющий святые имена Бога. Давшие обет молчания, чтобы сосредоточиться на Господе, ни с кем не ссорятся. Готовые встретить любую трудность не ведают страха.
12. С чем не справится сильный? Куда не дойдет неутомимый путник? Где негостеприимны к знающему? Кто нагрубит приятно говорящему?
13. Как одно цветущее дерево наполняет ароматом весь лес, так и один добродетельный сын приносит славу всей семье.
14. Как одно сухое загоревшееся дерево может сжечь весь лес, так и один непутевый сын может погубить всю семью.
15. Как луна красит ночь, так благородный воспитанный сын красит всю семью.
16. Что проку, когда много сыновей, если они лишь изматывают душу и приносят горе? Лучше иметь одного, который приносит умиротворение.
17. Балуй сына до пяти лет, возьми в “ежовые рукавицы” с 5 до 15, а когда ему исполнится 16 – дружи.
18. Спасен убежавший от стихийных бедствий, иностранного вторжения, повального голода и общества злонамеренных людей.
19. Не развивший склонности к благочестивым поступкам (дхарме), не обретший богатства (артхи), не удовлетворивший желаний (камы) и не достигший освобождения от гнета страданий (мокши) рождается лишь для того, чтобы умереть.
20. Богиня удачи Лакшми по своей доброй воле посещает места, где почитают ученых, где без потерь сохраняют урожай зерна и где не ссорятся муж и жена.

Глава 4
1. Продолжительность жизни, вид деятельности, образование и время смерти определяются для человека уже в момент его зачатия.
2. Рыбы растят своих детенышей взглядом, черепахи – сосредоточенным вниманием, а птицы – прикосновением. Так же и святой дает людям свои благословения.
3. Спасай душу пока здоров и смерть еще далеко, иначе, что сможешь сделать, когда смерть схватит за горло?
4. Настоящее знание подобно корове желаний, – можно пользоваться им круглый год. Как мать оно питает в странствии по жизни. Поэтому образование –
скрытое сокровище.
5. Как луна, рассеивающая мрак, лучше мириад мерцающих звезд, так и один добродетельный сын лучше сотни непутевых.
6. Мертворожденный сын лучше глупого, который живет долго, поскольку первый приносит кратковременное горе, второй же жжет сердца родителей, как пылающий огонь, всю жизнь.
7. Без огня жгут: жизнь в нищей деревне, служение недостойному, несъедобная пища, холодная жена, глупый сын и дочь-вдова.
8. Какой прок от коровы, не дающей ни приплода, ни молока. Так же нет
пользы от сына, который не воспитан и не предан Господу.
9. Скорбящий получает утешение в обществе детей, жены и преданных Господа.
10. Царь отдает приказание один раз, мудрец говорит один раз, и дочь отдают замуж лишь один раз.
11. Религиозные аскезы совершают в одиночестве, изучают науки вдвоем, поют втроем, путешествуют вчетвером, сельским хозяйством занимаются впятером, а воюют воинством.
12. Истинная жена чиста, искусна, целомудренна, верна и ласкова с мужем.
13. Пуст дом без детей, для сироты родина пуста, сердце глупца пусто, но для нищего пуст весь мир.
14. Пища – яд для больного несварением, светское общество- яд для бедного, молодая жена – яд для старика, но не используемое знание – яд для всех.
15. Не общайтесь с неблагочестивыми и черствыми. Оставьте учителя, не имеющего духовного знания. Отвергните жену с постоянно злым лицом и неприветливых родственников.
16. Человек старится в постоянных скитаниях, скакун – без воли его ногам, женщина – от недостатка внимания мужа, а одежда – если ее долго держать на солнце.
17. Всегда учитывай обстоятельства, время и место. Не трать деньги попусту, проверяй друга в беде и не служи порочному господину.
18. Для мудрецов Бог – жертвенный огонь, являющийся представителем Господа, для малоразумных – лишь в образе на алтаре, для Своих преданных слуг Он – в их сердцах, и они, проницательные, созерцают Его повсюду.

http://www.ojasvi.kiev.ua/text/dif/Chanakya.htmЭТИКЕТ ЧАНАКЬИ ПАНДИТА

Previous В Индии мужчины и женщины принимают омовение в разных местах.
Next В НАШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О БРАКЕ НЕТ МЕСТА РАЗВОДАМ

No Comment

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *