ЧАСТЬ 5.


ЧАСТЬ 5.

«ИСТИННЫЙ ДЖЕНТЛЬМЕН»: В ЧЕМ ЖЕ ИСТИНА?
(Рецензия на книгу Хари Канты деви даси «Истинный джентльмен»)

ФРАГМЕНТ, СТРАНИЦА 124

«Муж должен быть духовным учителем для жены, однако если она способна побудить своего мужа к духовной практике, то он вполне может считать жену своим духовным учителем. Чайтанья Махапрабху сказал, что любого, кто знает науку о Кришне, следует считать духовным учителем, независимо от материальных обозначений: богатый или бедный, мужчина или женщина, брахман или шудра».
(ПШП Шилавати, 14 июня 1969 г.)

РАЗБОР

Та же тема. Опять автор книги цитирует только тот фрагмент письма, который ставит женщину на пьедестал, но укрывается та часть, в которой говорится о роли женщины в браке – роли помощницы своего мужа. Нельзя не заметить, что это определенная тенденция, и, возможно, так автор устами Прабхупады хочет выразить свою позицию.

В очередной раз мы видим лишь часть Прабхупады. Прабхупады, который говорит о том, что жена может быть гуру для мужа. Но другой Прабхупада, который говорит о том, что жена должна помогать мужу, от читателя скрыт. Не хочется быть невежливым по отношении к матушке Хари Канте, которая, безусловно, выполнила большую работу в попытках прославить нашего ачарью, но я не могу не задать вопрос: почему так? Прабхупада говорит в своих лекциях про «ардха кукути ньяя», философию половины курицы, то есть когда мы берет ту часть курица, которая выгодна нам, ту, которая невыгодна, мы отбрасываем. И данный подход автора, по моему мнению, напоминает такую философию. Опять же, не исключаю, что я могу ошибаться. Судить читателям.

Чтобы не быть голословным, приведу письмо целиком:

«По поводу предложения о твоем повторном браке: я никогда не предлагал ничего подобного, так что не морочь себе голову этим. Как я сказал тебе в Лос-Анджелесе, я хочу, чтобы одинокие матери не выходили замуж повторно, а посвящали свое время воспитанию своих детей в сознании Кришны. Твой сын, Бирбхадра, только что приехал сюда, и о нем позаботится Киртанананда Махараджа. За обучение детей в Новом Вриндаване отвечает Сатьябхама-даси, и она достаточно квалифицирована, поскольку у нее есть соответствующее образование, и она очень хорошо работает с детьми. Так что в этом отношении сейчас никаких трудностей нет, и, поскольку ты так хорошо занята своей деятельностью в Лос-Анджелесе, тебе следует продолжать ее. Мне понравилось описание курса о роли женщины в сознании Кришны, который ты читаешь для заинтересованных девушек, я очень доволен тем, что ты начала этот проект. На самом деле роль всех обусловленных душ одинакова: повторять «Харе Кришна», просить других делать то же самое, достичь совершенства жизни в сознании Кришны и вернуться домой, к Богу, когда придет конец этому телу.

Теперь, если ты можешь побудить всех женщин в Лос-Анджелесе устроить в своем доме алтарь и помогать своим мужьям вести мирную и счастливую жизнь в сознании Кришны, это будет величайшее служение для тебя. На самом деле система такова, что муж является духовным учителем для жены, но если жена способна привести своего мужа к духовной практике, то не будет ничего дурного в том, чтобы мужу принять свою жену в качестве духовного учителя. Чайтанья Махапрабху сказал, что любого, кто знает науку о Кришне, следует принимать как духовного учителя, независимо ни от каких материальных определений: богатый или бедный, мужчина или женщина, брахман или шудра. И если ты научишь женщин, живущих вокруг храма, помогать своим мужьям и детям достигать совершенства в семейной жизни и во всех аспектах жизни, в сознании Кришны, повторяя мантру, проводя арати и питаясь кришна-прасадом, то невозможно даже оценить, насколько улучшится состояние всей округи. Так что попытайся это сделать, насколько возможно. Я уже на практике убедился, что многие американские юноши и девушки достаточно разумны и обладают необходимыми качествами, чтобы вступить в наше возвышенное Движение. Мы должны лишь правильно наставлять их, и тогда, несомненно, многие поймут, как у нас хорошо, и, скорее всего, примут наш метод. Я очень доволен твоими усилиями. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Шилавати, 14 июня 1969)»

Очевидно, что здесь разбирается вполне конкретная ситуация, конкретной матаджи, которая по каким-то причинам разошлась с мужем. Из письма понятно, что она хочет повторно выйти замуж, но Прабхупада отвергает эту идею (что вполне характерно для традиционного ведического общества).

Прабхупада говорит то том, что если жена способна привести своего мужа к духовной практике, она для него гуру. Пусть пандиты меня поправят, но скорее всего, здесь речь идет о мужчине, который не занимается духовной практикой, и когда жена приводит его к этой практике, она для него гуру. Но, даже если моем понимание не верно и Прабхупада имеет ввиду все семьи преданных, тем не менее, он вдохновляет эту матаджи побудить всех женщин Лос-Анджелеса «помогать своим мужьям вести мирную и счастливую жизнь в сознании Кришны». Помогать, а не быть гуру! И ниже в тексте: «И если ты научишь женщин, живущих вокруг храма, помогать своим мужьям и детям достигать совершенства в семейной жизни»… Прабхупада, пишет о том, что женщина может быть гуру, но при этом дважды в этом письме советует помогать своим мужьям, указывая на роль помощницы. Но, к сожалению, матушка Хари Канта вырезала эти важные фрагменты, оставив лишь тот, где говорится, что жена может быть гуру.

С уважением, ваш слуга Даял Нитай дас. Продолжение следует.

Предыдущие части рецензии:
1 часть. http://vk.com/club126851335?w=wall-126851335_1565
2 часть: http://vk.com/club126851335?w=wall-126851335_1567
3 часть: http://vk.com/club126851335?w=wall-126851335_1609
4 часть: http://vk.com/club126851335?w=wall-126851335_1610

Первоисточник

15
16
Previous ШРИЛА ПРАБХУПАДА ХОТЕЛ УСТАНОВИТЬ ОБЩИНЫ ВАРНАШРАМЫ, ГДЕ ПРЕДАННЫЕ МОГУТ ЖИТЬ ОЧЕНЬ ПРОСТО
Next РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ «ИСТИННЫЙ ДЖЕНТЛЬМЕН».

16 Comments

  1. Полностью согласен с Дойал Нитаем прабху. Матаджи Хари кантха неавторитетные концепции проповедует.

  2. Я был свидетелем: мне одна матаджи сказала что я разведусь со своим мужем, и потом выйду заново за другого. Прабхупада говорил что это-проституция. Потом она показала мне книгу матаджи Хари Кантхи, то есть она её читает и у неё возникло такое впечатление, также она мне сказала что Торсунов ведь тоже разводился. Какая в этом проблема ?

  3. Так что судите по плодам, как говорил Шрила Прабхупада: пхалена паричийате….

  4. вот такие пироги 👎

    • Александр Кукелько, я бы взглянул на вопрос с другой стороны.
      Первое – воспитание.
      Второе – окружающая обстановка (атмосфера в обществе). Я не имею ввиду общество преданных, а обычное общество (все равно мы больше “крутимся” в нем).
      Первое – мы можем быть воспитаны в атмосфере отсутствия гармонии, взаимопонимания, возможно, что наши родители развелись. Таким образом в нас сидит эта программа.
      Второе – так как доминирует общество обычных людей и мы с ними соприкасаемся, то частенько не хотим (или не можем) выглядеть “белой” вороной.
      А вот ссылки на книгу Хари Канты или на опыт Торсунова – это уже следствие первых двух причин. Это попытка объяснить свое поведение в рамках общества преданных.

      • Алексей, менять философию и культуру вайшнавов под материалистов, разве Прабхупад этого хотел ?

  5. October 29, 2016
    Reply

    По сути дела разрушается последняя нога быка дхармы -правдивость. Как говорится глупца хорошо одетого невозможно распознать пока он не заговорит. По сравнению с этой аналогией группа матадж почитательницы Хари Канты пытались поставить под сомнения авторитетность этой группы, но в итоге под сомнением оказался авторитет концепции Хари Канты.Если бы не их комментарии ниже под другими постами, где они проповедуют адхарму я также бы считал ее авторитетом, но после той дискуссии все стало ясно. Теперь авторитет её концепции и то что она пишет поставлено под сомнение, а ведь её книги рекомендуют читать старшие вайшнавы.

  6. Прабхупада хотел не этого. Но это происходит (да и будет происходить).

    • Алексей, разве стоит принимать это за норму? Что много чего не получается, вполне естественно. Однако важно хранить и ценить идеалы, стремиться к достижению, не пытаясь их изменить под свою несостоятельность. Иначе всему конец

  7. Так я о чем!
    Но подхожу с другой стороны.
    Вопрос в том, как сохранить эти идеалы.
    Я согласен с тем, чтобы ИСККОН стал “закрытым” обществом с высокими идеалами и стандартами.

  8. Anonymous
    October 29, 2016
    Reply

    Понять, что происходит что-то не так – это только часть дела. Затем необходимо выяснить – чего же на самом деле хотел Шрила Прабхупада от нас. И после этого – начать выполнять его желание.
    Надо, не теряя времени, изучать послание Прабхупады

  9. Это тоже не все. Затем нужно прийти к пониманию, что из того, что хотел Прабхупада есть возможность воплотить в жизнь согласно обстоятельствам.

    • Anonymous
      October 30, 2016
      Reply

      Алексей, Шрила Прабхупада хотел установить варнашраму. Как уточняет Бхакти Викаша Свами, ” насколько это возможно”.
      ” Я сделал только пятьдесят процентов от всего, что хотел сделать. Нужно создать фермы. Если они будут основаны – варнашрама будет установлена”, – Шрила Прабхупада (Дневник Тамала Кришна Госвами, 10 августа 1977 г.)
      Всё предельно просто – надо попытаться выполнить это наставление. И каждый может внести свой вклад. Когда строили мост на Ланку, и Хануман, и маленькая белочка принимали в этом участие, каждый в меру своих сил. (Присмотревшись, можно увидеть белку на прилагаемой картине).

  10. Я и говорю о “насколько возможно”.

    • Anonymous
      October 31, 2016
      Reply

      Алексей, о варнашраме говорите?

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *