ЧАСТЬ 3.


ЧАСТЬ 3.

«ИСТИННЫЙ ДЖЕНТЛЬМЕН»: В ЧЕМ ЖЕ ИСТИНА?
(Рецензия на книгу Хари Канты деви даси «Истинный джентльмен»)

ФРАГМЕНТ, СТРАНИЦА 93

«Подобные естественные наклонности женщин или мужчин проявляются только в тех из них, кто находится во власти телесных представлений о жизни. Однако, возвышаясь духовно, и мужчина, и женщина способны полностью избавиться от отождествления себя с телом. Мы должны видеть в женщинах лишь вечные души (ахам брахмасми), чье единственное предназначение – приносить радость Кришне».
(Бхаг. 6.18.42, комм.)

ОТСЫЛ К ОРИГИНАЛУ

Здесь автором приведен лишь небольшой фрагмент очень интересного комментария. Для начала приведу весь комментарий из «Шримад Бхагаватам» (6.18.42), который не был приведен в книге. Почувствуйте разницу:

«Кашьяпа Муни получил хорошую возможность изучить женскую природу. Женщины по своей природе эгоистичны и потому нуждаются в постоянной опеке, чтобы их врожденная склонность к чрезмерному эгоизму не могла проявиться. Женщина всегда должна находиться под опекой мужчины. В детстве о ней должен заботиться отец, в молодости — муж, а в старости — взрослые сыновья. Таковы наставления Ману, который говорит, что женщине нельзя предоставлять независимость. За ними нужно присматривать, чтобы у них не было возможности проявлять естественную склонность к откровенному эгоизму. Даже в наши дни нередки случаи, когда жены убивают мужей, чтобы получить страховку.
Не следует считать все сказанное выше попытками опорочить женщин — это лишь результат практического наблюдения за их природой. Подобные естественные наклонности женщин или мужчин проявляются только в тех из них, кто находится во власти телесных представлений о жизни.

Однако, возвышаясь духовно, и мужчина, и женщина способны полностью избавиться от отождествления себя с телом. Мы должны видеть в женщинах лишь вечные души (ахам брахмасми), чье единственное предназначение — приносить радость Кришне. Только тогда мы сможем выйти из-под влияния гун материальной природы, которое испытывает на себе каждый, кто получил материальное тело.

Движение сознания Кришны несет благо каждому, потому что может с легкостью защитить человека от оскверняющего влияния материальной природы, возникающего из-за того, что мы находимся в материальном теле. С самых первых стихов «Бхагавад-гита» учит нас тому, что мы не мужчины и не женщины, но вечные души. Мы должны жить интересами души, а не тела. Иначе, пока мы движимы телесными представлениями о жизни, — неважно, мужчины мы или женщины, — у нас всегда будет опасность сбиться с пути. Душу иногда называют пурушей, потому что, какое бы обличье — мужское или женское — она ни принимала, ей всегда присуща склонность наслаждаться материальным миром. Каждого, кто стремится к наслаждению, называют пурушей. Ни женщину, ни мужчину не интересует служение другим: всех заботят лишь собственные удовольствия. Однако Движение сознания Кришны дает замечательную духовную подготовку и мужчинам, и женщинам. Каждый мужчина должен стать примерным преданным Господа Кришны, а каждая женщина — целомудренной последовательницей своего мужа. Это принесет счастье им обоим».

РАЗБОР

Не очень понятно, почему автор выбрала именно этот небольшой фрагмент комментария, который очевидно, вырванный из контекста, не доносит до нас полностью ту мысль, которую нам хочет сказать Прабхупада в комментарии. Здесь по большому счету в позиции автора ничего плохого нет. Она приводит фрагмент комментария, где Прабхупада в очередной раз призывает нас подняться над телесной платформой, где Прабхупада призывает нас действовать не как мужчины и женщины, как вечные души.

Но почему говоря «А», автор книги не говорит «Б», почему в столь важном вопросе автор обрывает мысль Прабхупады, не давая ему закончить? А ведь у приведенного ей фрагмента есть продолжение. Комментируя слова «Бхагаватам»: «Заботясь о себе, женщины разыгрывают любовь к мужчинам, но на самом деле они никого не любят. Женщин считают образцом святости, но ради личной выгоды они готовы убить или обречь на смерть собственного мужа, сына или брата», Прабхупада в трех абзацах дает важный комментарий по этому поводу.

В первом абзаце он говорит, что эти утверждения справедливы, поэтому женщина на каждом этапе свой жизни должна быть под защитой (вспомните разбор фрагмента со страницы 30).

Во втором абзаце Прабхупада делает важный вывод: «Не следует считать все сказанное выше попытками опорочить женщин — это лишь результат практического наблюдения за их природой». Далее Шрила Прабхупада вдохновляет нас избавиться от телесных представлениях о жизни и действовать на уровне души. В третьем абзаце он развивает эту важную мысль. И в конце он подводит итог, давая вполне конкретное наставление:

«Движение сознания Кришны дает замечательную духовную подготовку и мужчинам, и женщинам. Каждый мужчина должен стать примерным преданным Господа Кришны, а каждая женщина — целомудренной последовательницей своего мужа. Это принесет счастье им обоим».

То есть выборочным и, на мой взгляд, некорректным цитированием, автор говорит «А», но не говорит «Б»: мужчинам в нашем Движении надо стать примерными преданными, а женщинам целомудренными последовательницами своих мужей. Но Прабхупада об этом говорит. Матушка Хари Канта приводит компиляции о женской свободе и выборочно цитирует Прабхупаду, который говорит, что все мы души, что нет ни мужчин, ни женщин, и все мы должны подняться на этот уровень. Но мне сложно понять, почему в данном случае матушка Хари Канта убрала очень важный вывод Прабхупады, где он говорит, что женщина должна быть всегда под защитой мужчины и быть последовательницей своего мужа.

С уважением, ваш слуга Даял Нитай дас. Продолжение следует.

Предыдущие части рецензии:
1 часть. http://vk.com/club126851335?w=wall-126851335_1565
2 часть: http://vk.com/club126851335?w=wall-126851335_1567

Первоисточник

14
66
Previous ВЕДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Next ЧАСТЬ 4.

66 Comments

  1. Anonymous
    October 27, 2016
    Reply

    Елизавета, конечно, есть. И эти рецензии уже опубликованы на других ресурсах, поэтому тот, кто захочет, сможет их прочитать. В 1 части рецензии автор отмечает: “Сразу оговорюсь, что высказываю свое личное мнение по отношению к книге, это не значит, что я как-то пытаюсь дискредитировать автора, оспорить ее духовную квалификацию. Я допускаю, что мое мнение может быть ошибочным. Также я не ставлю целью опровергнуть уважаемых вайшнавов, написавших положительные рецензии на эту книгу”.

  2. Anonymous
    October 27, 2016
    Reply

    Зоряна, примите наши поклоны🙏 полагаем, что этот вопрос носит личный характер и здесь это не стоит обсуждать.

  3. Зоряна, эта книга об отношениях Шрилы Прабхупады с Его ученицами. Личная жизнь автора по отношению к этой теме явление более чем параллельное.

  4. Касательно самой рецензии – Даял Нитай прабху в ней утверждает, что Хари Канта якобы вырывает цитаты из контекста. Сам же при этом вырывает из контекста написанное самой Хари Кантой. Разбираемый отрывок из её книги в разы короче самой рецензии. Учитывая этот момент, у меня большие сомнения, что мысль автора книги была правильно понята автором рецензии, и я не удивляюсь тому, что последний недоумевает, почему Хари Канта цитирует только часть комментария. Не исключено, что если б рецензент потрудился проанализировать отрывок большего размера, он бы понял почему процитировано именно так, а не иначе.

  5. Anonymous
    October 27, 2016
    Reply

    Зоряна, не совсем так. Автор книги все же выбирает, какие цитаты приводить, в какой последовательности, а также делает выводы. Поэтому личная позиция и опыт автора, конечно, имеют значение. Просто было бы некрасиво говорить здесь о личной жизни автора, лучше говорить о представленной им точке зрения.

  6. Зоряна, не перепечатали чужое, а собрали истории из разных источников, проанализировали, сделали выводы и извлекли уроки. Всё в соответствии с вайшнавской традицией. Сами книги Шрилы Прабхупады это комментарии на произведения Вьясадевы и труды Госвами. Рискнёте сказать, что Он чужое переписал?))

  7. Действительно, в книге указано не автор, а составитель. Все источники приведены в конце издания. В подобном формате есть уже несколько прекрасных книг, на пример, Нектар Прабхупады и Уроки любви. У Хари Канты сразу задана тема, с самого начала: отношение ШП к своим ученицам. Этим и обусловлен выбор цитат и историй. Всё честно.

  8. Зоряна, Хари Канта вполне успешна как последовательница Прабхупады. И поскольку её книга именно о Прабхупаде, она не теоретик в вопросе того, о чём пишет.

  9. Зоряна, я прекрасно знаю, о чём эта книга, я её читала.) Третий раз уже повторяю, что о Прабхупаде.) Это Он – истинный джентльмен.

  10. Я думаю, тот факт, что кто-то решил, что книга о мужиках, тоже много говорит о рецензии.😀 Хороша рецензия, по которой вообще не поймёшь, о чём книга-то.))

  11. Елизавета, это комментарий из первой части рецензии от админа группы:
    “Лариса, автор рецензии ответил нам, что не вступает в дискуссии, и что свою позицию он достаточно ясно уже выразил в рецензии. Он не скрывается, вот его страница в сети – http://vk.com/nitai

  12. Anonymous
    October 28, 2016
    Reply

    Елизавета, как сказал Бхакти Вигьяна Госвами в недавнем обращении к преданным: “…старайтесь помнить о том, что все люди разные, и уважать право другого человека на свое мнение”. Можно надеяться, что это распространяется и на преданных также. Так вот – преданный поделился своим мнением, а авторитетно оно или нет, надо судить в соответствии с авторитетом Гуру, Садху и Шастр. Именно это предстоит выяснить. Скорее всего никто его не уполномочивал это писать, кроме собственной совести.
    Как бы то ни было, Чанакья Пандит сказал: “Извлекай нектар даже из яда, подбирай и отмывай золото, даже если оно упало в испражнения, получай духовное знание даже от низкорожденного, женись на добродетельной девушке, даже если она родом из низкой семьи”.
    Давайте попробуем руководствоваться этим принципом по отношению к данной рецензии.
    Харе Кришна!

  13. October 29, 2016
    Reply

    Это вообще что получается? Теперь цитаты Прабхупады используют для оправдания своего собственного феминистического мировоззрения и целые книги пишут?

    • Рустам, скажу вам по секрету, паниковать рано, у матаджи Хари Канты нет феминистисеского мировоззрения. Знаю из личного общения. Если вам интересно, то лучше самому посмотреть книгу и только тогда делать выводы.

      • October 29, 2016
        Reply

        Лариса, но почему то отсылают к её книгам для оправдания своего феминистического мировоззрения. Я с самого начала следил за дискуссиями и одна из участниц сослалась на Хари Канту в оправдание концепции свободной женщины. У меня этой книги нет но я думаю, что вы тоже можете привести другие аргументы в защиту Хари Канты и её книги и сделать другую рецензию на цитаты из её книги, чтобы мы поняли, что в её книгах нет феминистического мировоззрения. А пока есть другая рецензия с цитатами из её книги. В этих цитатах явный феменизм и это не должно поощрятся в ИСККОН. Да по поведению последовательниц этой многоуважаемой матаджи, которые пытались оспорить авторитет Прабхупады нет желания и книгу в руки брать.Как говориться судите по плодам…Да и матаджи Хари Канта не одернула своих последовательниц а стала рекламировать свою группу.

  14. October 29, 2016
    Reply

    Елизавета, если создаётся обманчивое впечатление о роли женщин в ИСККОН и при этом прикрываются цитами Прабхупады то долг истинного последователя Прабхупады опровергнуть это обманчивое впечатление и донести истину, какой должна быть роль женщины и как описывал Прабхупада.Прабхупада уже дал нам благословения проповедовать Его послание без искажений. Какие нужны полномочия если автор рецензии доносит это послание без искажений полностью приводя цитаты Прабхупады.И какое мы право имеем вносить искажение в очевидное послание Прабхупады и подстраивать Его послание под своё собственное мировоззрение, видение. Уполномоченным может быть тот кто может доносить послание авторитета без искажений. В ИСККОН один авторитет это Шрила Прабхупада и мы равняемся на него.Если вы регулярно читаете книги Шрилы Прабхупады, то сомнений быть не должно в истинной природе и роли женщин. Для этого нужна искренность,чтобы принять это.

  15. Елизавета, конечно взгляды матаджи Хариканты намного лучше чем фанатичный и односторонний шовинистический взгляд на положение женщин. Это могло быть причиной того, что Радха Говинда прабху и другие ее одобрили. Но рецензия Дойал Нитайа прабху также очень ценна, это поможет преданным не принимать ничего слепо, а применяя разум самому увидеть аутентичность или расхождения с учением Шрилы Прабхупады. В конце концов не стоит относится негативно к тому, что литература современных вайшнавов подвергается проверке с точки зрения учения Шрилы Прабхупады и никогда не будет (и не должна) считаться равноценной праманой как сами книги Шрилы Прабхупады. Каждый член ИСККОН имеет право подвергнуть проверке каждую лекцию и каждое слово своего гуру, джи би си и других проповедников и лидеров. Это нормально если кто-то удивиться почему такие преданные это одобрили, не согласиться, или даже возмутиться. Никто в ИСККОН не является таким авторитетом как Шрила Прабхупада и мы должны прощать всех, кто не принимает какого-то преданного так благоговейно как мы его принимаем. Например некоторые лидеры ИСККОН делают акцент на распространении книг Шрилы Прабхупады, а некоторые никогда и ничего не говорят об этом, как-будто это не важно, но при этом делают много ценного для миссии в других сферах. У всех есть свои сильные и слабые стороны. Кто-то очень хорошо разбирается в ведической культуре и понимает ее ценность, а кто-то не очень. Каждый член ИСККОН должен нести личную ответственность за то, что он следует Шриле Прабхупаде, не перекладывая ее на тех, кто ему рекомендует какую-то конкретную манеру следования. Если кто-то порекомендовал эту книгу, это не сделало ее совершенным авторитетом наравне с шрути-мантрами изначальных Вед. Хотя в книге цитаты Шрилы Прабхупады, автор отважился все-таки объяснить их в соотвествии со своими пониманием, поэтому спасибо Дойал Нитайу прабху, за то, что указал нам на эти ошибки.

    • Anonymous
      October 31, 2016
      Reply

      Баларамачарйа прабху, спасибо за Ваш отзыв!
      Надеемся, что теперь все точки над “i” относительно рецензии расставлены.
      Но остаётся ещё немало важных вопросов. Один из них – это обучение для женщин, желающих следовать традиционным путём и выбирающих стри-дхарму прямо сейчас, а не когда-то в будущем
      . А второй – и вероятно он многих беспокоит – где получить защиту незамужним девушкам и женщинам в настоящий момент, пока нет общин и как им пережить период до того момента, когда эти общины появятся? (подразумевается, что общины смогут дать прибежище всем преданным и другим людям, готовым с ними сотрудничать). Можете ли Вы дать совет?

      • October 31, 2016
        Reply

        Стри Дхарма,
        недавно в ФБ бывший гурукулец Майапурской гурукулы (Balaram Briant) написал замечательное эссе, которое называлось “Варнашрама, Гурукула и белый кролик”. В нем он пишет, что многие принципы варнашрамы можно практиковать и в городе. Т.е. стри-дхарму можно начать практиковать здесь и сейчас, если есть желание. Сельхоз общины это лишь форма, благоприятная, но форма. Чем она наполнится, зависит от руководителей этой общины, от общепринятых стандартов. Есть общины, где постоянно разводятся, где матаджи ходят в коротких юбках и т.п., где в руководстве женщины, где происходят измены и т.п. Т.е. община есть, а варнашрамы нет…
        Теперь вопрос о том, принесут ли благо одинокие матаджи общине, если эти матаджи должным образом не образованы и не воспитаны? В Майапурской общине были случаи когда одинокие матаджи, пытаясь стать частью образования (в том числе для мужчин) и менеджмента, наделали много бед. И все это сопровождалось сплетнями, интригами, грязной политикой… Вот такой разрушительной силой могут обладать женщины, которые пытаются быть равными мужчинам, женщины, не желающие быть под защитой.
        Поэтому все опять сводится к образованию. И не только женщин, но и мужчин, потому что как женщина будет под защитой, если никто не хочет давать ей защиту? И как уже мужчины будут давать защиту женщинам, которые в ней нуждаются и согласны на нее – это уже практические детали. Прабхупада давал прибежище в виде брахмачарини ашрамов, в то же время подчеркивая, что это искусственно и при первой возможности девушки должны выйти замуж. Но это опять же форма… Пока в обществе идет проповедь того, что женщина равна мужчине, то женщине придется сражаться с этим миром наравне с мужчиной… а когда защита женщины будет ценностью как для мужчин, так и для женщин, тогда это сможет обрести какую-то правильную форму… ИМХО

        • Anonymous
          October 31, 2016
          Reply

          Ananda, спасибо за ответ!
          Возникло несколько соображений. Что касается второго вопроса – наверное, это задача лидера, не допускать, чтобы женщины занимали не своё положение. И не только женщины, каждый должен занимать положение согласно своей природе. И кому-то придется смириться с тем, что он не брахман, не кшатрий и не вайшья, и при этом быть счастливым от своей деятельности. Лидер должен об этом позаботиться.
          Относительно практики принципов варнашрамы в городе – это, похоже, неоднозначный вопрос. Даже духовную жизнь сложно поддерживать. Преданный, который написал эссе, не говорит, какие именно принципы возможно практиковать? И как практиковать стри-дхарму? Конечно надо прямо сейчас что-то делать, но надо понять – что? Рассмотрение этого вопроса будет полезно для всех. Давайте вместе попробуем разобраться.

          • October 31, 2016

            Стри Дхарма, Как практиковать стри-дхарму в городе? …
            Нарада Муни, описав все 4 варны, дает наставления по правилам стри-дхармы (ШБ 7.11).Он не говорит там: так можно исполнять стри-дхарму в деревне 🙂 Царицы Двараки, женщины Матхуры и Хастинапура, даже Мандодари, жена Раваны, одна из самых целомудренных женщин в истории, все эти женщины ведических городов были целомудренными. Конечно и города были другими, но уж город Раваны не помешал Мандодари выполнять ее дхарму. А Пишима, сестра Прабхупады, жила ведь в Калькутте? Быть целомудренной женой можно везде…
            Сложно только с детьми. И этот гурукулец дальше пишет о том, что сельхоз общины очень нужны именно детям, чтобы в них создавать гурукулы и здоровую атмосферу для вайшнавского детства.

          • Anonymous
            October 31, 2016

            Ananda, мы говорим о варнашраме в деревне единственно потому, что Шрила Прабхупада сказал это. Сначала общины, затем варнашрама в этих общинах. Шрила Бхакти Рагхава Свами в своей лекции в Бомбейском храме говорит, что города нам нужны только пока там идёт проповедь. Ведические города – другое дело, даже на Ланке была забота о жителях, и они были счастливы. А сейчас…..
            Ещё один момент – перед женщинами в Движении сознания Кришны в какой-то степени стоит задача участия в миссии, то есть, они или непосредственно что-то делают или просто служат мужьям, которые служат миссии проповеди и, соответственно, и сами участвуют. А если муж просто ходит на обычную работу, как тогда это следует рассматривать? Стри-дхарма и всё? У нас очень много вопросов на эту тему. Спасибо за Ваши пояснения.

          • November 1, 2016

            Стри Дхарма, это уже глобальные вопросы, все блага сельхоз. общин вы сами знаете лучше кого-либо еще здесь.
            Но вопрос был конкретно про стри-дхарму. Женская дхарма сводится к служению семье мужа, при этом они могут быть даже непреданными. Ведическая культура была распространена по всему миру и сохраняется до сих пор во многих уголках Индии, в семьях невайшнавов также. Да что там, еще может несколько десятков лет назад положение женщины в семьях было достаточно традиционным. Потом капиталисты посмотрели на то, что половина населения сидит дома и не работает, т.е. не платит налоги, и они стали продвигать феминизм и равенство полов. И так они вдохновили большой процент населения (женщин) выйти на работу и стали собирать с них налоги. Но до этого было нормальным что женщина выполняет свои обязанности, а мужчина свои.
            Быть верной женой можно и в наше время даже в самом западном из западных месте 🙂 Детали могут отличаться, но принципы останутся: принимать своего мужа таким, какой он есть, выражать ему почтение, служить и заботиться, сделать дом уютным и вкусным, быть красивой для мужа, а не для всех мужчин на улице, не общаться без надобности с другими мужчинами и т.д. – для этого не нужны сельхоз общины, это может начать делать любая женщина в своей семье уже сегодня. Это не значит, что общины не нужны, они очень нужны, но их отсутствие не должно быть оправданием того, что мы не изучаем культуру и не стремимся ей следовать.

          • Anonymous
            November 1, 2016

            Ananda, то есть, прямо сейчас нужно начать давать образование женщинам в соответствии с ведической традицией? Затем в семьях надо прояснить некоторые вопросы насчет обязанностей женщины, а затем уже начинать правильно выполнять свой долг. Такой план? Правильно?
            При этом возникнет вопрос – если муж не преданный, куда попадает добродетельная жена после оставления тела?

          • November 1, 2016

            Стри Дхарма, она получает плоды следования своей дхарме по любому. Первое благо – это то, что в семье воцарит мир 🙂 Даже если муж идет в ад, жена, за следование своей дхарме получает благочестивые плоды. Если она преданная, то она отправится туда, куда пошлет ее Кришна в соответствии с ее уровнем.

  16. Друзья, обсуждаемая книга Хари-канты не о положении женщин, и мне совершенно непонятно, почему все присутствуюшие, начиная с автора рецензии, рассматривают её в этом ключе. О положении женщин у Хари-канты есть другая книга, которая так и называется “Что значит быть вайшнави”. Кто хочет знать взгляд автора на эту тему, лучше обратиться к этой книге, а не делать выводов о неверности её понимания этого вопроса прочитав книгу на другую тему. Книга, которую обсуждают тут, называется “Истинный джентльмен”. Женщины конечно имеют некоторое отношение к джентльмену, но очевидно, что они не главные героини и не цель повествования этой книги. В данной книге автор пытается показать не самих женщин с их ролями и обязанностями, а уважение и любовь к ним со стороны Шрилы Прабхупады. Эта книга своего рода клон и продолжение книги “Уроки любви”, написанной Шрилой Бхакти Вигьяной Госвами. Госвами Махарадж рассказывает о любви Шрилы Прабхупады в широком смысле, Хари-канта же рассматривает частный случай – как проявлялась его любовь к женщинам. Тем, кто хочет правильно понять книгу Хари-канты, я бы посоветовала сначала прочитать “Уроки любви”. Эти книги помогают нам глубже понять и оценить личность Шрилы Прабхупады, Его бесконечное сострадание и милосердие. Конечно, мы можем и должны извлекать практические уроки из этих книг, но эти уроки не о том, как нам самим жить, а о том, как любить других. В случае с книгой Хари-канты нужно делать выводы не о том, как должны вести себя женщины, а о том, какое должно быть у нас к ним отношение. Конечно, может для кого-то из вас это одно и то же.😜 Но лично для меня это две большие разницы.
    И так же, друзья, вы напрасно думаете, что Хари-канта излагала в книге свою интерпретацию и собственное несовершенное понимание. В процессе написания книги она активно советовалась с множеством старших преданных, с ученицами Шрилы Прабхупады, с Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем. Конечно, можно сказать, что эти старшие всё таки не Шрила Прабхупада. Но Даял Нитай прабху тоже не Шрила Прабхупада, и поводов доверять его взгляду больше, чем чьему-либо ещё, я не вижу.

  17. Lila, прочитала с дури ума. Надо было пройти мимо, тогда б не была вынуждена вступать в дискуссию. Не имею ничего против Даял Нитая прабху с его мнениями, но поскольку рецензия это не просто мнение, а попытка влиять на мнение других, приходится делиться несогласием, дабы люди могли оценить ситуацию с разных точек зрения.

  18. Ну вот пусть все, у кого есть своё особое мнение, и высказывают его путём написания собственных книг, а не критики книг, написанных другими. А то Даял Нитай критикует Хари-канту, я чтоб защитить преданную от критики, вынужденна критиковать Даял Нитая, вы вынуждены защищать его от моей критики, критикуя нас с Хари-кантой. Далеко пойдём, только боюсь то, куда придём, будет не ахайтуки-бхакти, а адские планеты какие-нибудь.

  19. Maxim, любовь энергия Бога, она очень многогранна. Может как строгость проявляться, может как мягкое отношение. Шрила Прабхупада очень искусен в том, чтоб проявить любовь так, как это уместно по отношению к конкретному человеку в конкретной ситуации.

  20. Maxim, я к этой группе отношусь позитивнее некуда – читаю то, что тут написано.)) А в случае рецензии позитив в принципе невозможен, поскольку позитив в отношении критической рецензии автоматом значит негатив по отношению к объекту рецензии. Ну по крайней мере мне с моей симметричной диалектикой женской логики так видится. Если видите по-другому и можете привести пример того, как в данном случае быть позитивным в отношение двух взаимоисключающих объектов, с радостью выучу преподанный вами урок любви.

    • November 2, 2016
      Reply

      Харе Кришна, Лена. т.к. это вайшнавская группа с соответствующими ценностями, а именно, с желанием соответствия гуру-садху-шастрам, то появление здесь рецензии, информирующей нас о том, что имеется где-то НЕсоответствие, носит лишь позитивный характер, так как цель – принести благо читателю. Если вам показалось, что что-то конкретно в рецензии является ошибкой, то приведите пожалуйста свои опровержения со ссылкой на авторитетные источники. Если этого вы не желаете или не можете сделать, но ваши эмоциональные аргументы в стиле “а мне чисто эмоционально не пошло, не понравилось, я так считаю, это мое мнение” – является чисто вашим субъективным восприятием, над которым нужно работать лично вам, а не затевать диспут. Так как обсуждение по правилам ведического диспута, панчанга нйайи, ведется с помощью опровержения конкретных пунктов оппонента с помощью общепринятых авторитетных источников, а не собственных эмоций. Отсутствие конкретных предложений, возражений и аргументов, считается проигрышем, а комментарии не о чем – праджалпой.

      • Ananda, я не вижу смысла опровергать конкретные пункты оппонента до тех пор, пока кто-то не опровергнет мой аргумент о том, что автор рецензии неправильно понял замысел автора книги. Я это в трёх сообщениях обосновывала, и не по типу, что мне так показалось, а вполне логически. И против никто ничего даже не сказал.))

        • November 2, 2016
          Reply

          Лена, т.е получается книга ” Истинный джентльмен” не является руководством для женщин, как правильно следовать дхарме? А то некоторые используют именно эту книгу для оправдания концепции свободной женщины и что Прабхупада именно этого хотел.

          • Рустам, именно так, она ни разу не руководство по женской дхарме. А использовать книгу можно для чего угодно, хоть под стол подложить заместо ножки. Но это не будет значить, что она для того и предназначена.

        • November 2, 2016
          Reply

          Лена, а где гарантия,что вы его правильно поняли?
          если вы не подтвердите фактами свой вывод, то он – просто ваше личное мнение.

          • Ananda, какие факты Вам нужны?
            Предисловие к книге от её автора устроит?

  21. Lila,
    Понятно, что в каких-то случаях без критики не обойтись, но в вайшнавском этикете немыслимое количество нюансов по поводу того, кто может критиковать других преданных, каким образом, в каких случаях и т.д. и т.п. Если эти условия не соблюдены, Кришна недоволен, и нам наши действия дорого обойдутся. И я не теоретик в этим вопросе, моя духовная жизнь не раз была разрушена моей критикой в адрес преданных и выслушиванием критики от третьих лиц. Хотя намерения у меня при этом были самые добрые, и я была уверена, что моя критика принесёт людям благо. Дорога в ад она благими намерениями и выложена.

  22. Целиком предисловие не буду постить, оно длинновато для формата сообщений в контакте. Цитирую часть, остальное, кому принципиально, можете сами глянуть.

    “Мой мотив составления данной книги был в том, чтобы понять, как
    именно Шрила Прабхупада общался с женщинами. Что греха таить:
    сомнения в его отношении к женщинам есть у многих преданных в
    нашем Движении. Знаю, что многие в той или иной форме обижены
    на Шрилу Прабхупаду за его осуждающие высказывания о женщинах
    в книгах и из-за этого в их сердцах живет сомнение по отношению к
    нему. А сомнения в гуру являются серьезным препятствием на пути
    духовного развития.
    Поэтому целью составления книги было желание понять реальное
    отношение Шрилы Прабхупады к женщинам, почувствовать его лю-
    бовь и заботу и также развеять сомнения в духовной практике.”
    ,

  23. November 2, 2016
    Reply

    “Что греха таить:
    сомнения в его отношении к женщинам есть у многих преданных в
    нашем Движении. Знаю, что многие в той или иной форме обижены
    на Шрилу Прабхупаду за его осуждающие высказывания о женщинах
    в книгах и из-за этого в их сердцах живет сомнение по отношению к
    нему.” – такая чушь! обиды и сомнения по отношению к Прабхупаде и Истине живут только в сердцах негодяев. Всегда, читая и слушая о том, как ШП призывает заботиться о женщинах, т.к. они нуждаются в защите, о том, как женщина должна быть воспитана правильно в культуре и т.п. – всегда чувствовала восхищение и отеческую заботу, и естественно не только я.

    • Ananda, обоснуйте пожалуйста на фактах, что те, кто сомневается в Прабхупаде и обижается на него – негодяи.)) А то что-то одни эмоции.))

      Так или иначе, негодяи они или нет, их реально в ИСККОН немало. И надо развеивать эти сомнения. По моему мнению это не негодяи, а обычные начинающие преданные. Не самые тупые к тому же. Ибо сомнения признак разума.

      • November 2, 2016
        Reply

        Лена, если это так, как пишет матаджи Хари Канта, то это очень печально…Сомнение а тем более обида на слова авторитета, коим является Шрила Прабхупада губительно для духовной практики. Так или иначе это последствие так называемой косвенной проповеди,когда количество важнее, чем качество.

        • Рустам, да, это так, это печально и губительно. Поэтому Хари-канта и взялась за этот труд.
          Косвенная проповедь тут ни при чём, она у нас не так давно, а сомнения и обиды всегда были. Я присоединилась к ИСККОН в 90-м году прошлого века. Доктор Торсунов тогда ещё не родился.)) Проповедь, через которую я пришла, была более чем прямая. Тем не менее, когда я в первый раз читала первую главу Бхагавад-Гиты, то, что там написано о женщинах, вызвало у меня некоторую обиду. Щас долго нудно вспоминала, что ж я с этой обидой делала. По моему ничего. Просто когда дошла до второй главы, она на меня произвела такое впечатление, что стало уже всё равно, баба-дура я, или нет, главное что душа и что вечная. Но не всем так везёт. Некоторые с этими сомнениями и обидами живут годами, кто-то вообще уходит из ИСККОН. Причём не только женщины. Ко мне недавно на фб прикопался один бывший преданный. Молодой человек, не так давно женился. Жена ему указала, что Прабхупада якобы унижает женщин в книгах, и он ушёл из ИСККОН. Не только поэтому, конечно, но в том числе. Так что Хари-канта молодец, что пытается помочь людям разбираться с этими сомнениями.

          • November 3, 2016

            Лена, возможно кому то она помогает этого нельзя отрицать, но гораздо больше встречается тех, кто запутался, прочитав её книги.Это касается не только разбираемой книги, но и всех остальных. Но гораздо важнее представлять учение Шрилы Прабхупады таким, каким Его он сам задумал. Вернее таким каким Оно есть. А эти “запутанные”матаджи накинулись на группу и пытались поставить под сомнение не только авторитет этой группы,но и авторитет Прабхупады,при этом не гнушаясь оскорблениями и угрозами, а матаджи Хари Канта так вообще решила пропиарится, рекламируя свою группу.Если бы не нашествие феминисток, возможно никто бы не увидел рецензии Доял Нитая Прабху и у меня не было бы никаких сомнений в ней.Вы сами одобряете такое поведение Хари Канты и её почитателей? Здесь в группе проповедуется дхарма женщины, по Шриле Прабхупаде.Почему она не имеет право на существования? А по поводу косвенной проповеди я с вами не совсем согласен. Когда я пришёл в движение лет 12-13 назад она уже была. Согласен что в 90-х были такие индивидумы среди обиженных на Прабхупады, но сейчас это приобретает масштабный характер.

          • Рустам, в этой ветке уже 2 раза писали, что Хари-канта не феминистка – один раз писала преданная, которая лично знает Хари-канту, второй раз Баларамачарья прабху. Я могу третий раз это написать. Я знаю Хари-канту лично уже лет 8, и я в курсе того, что и как она преподносит в своих книгах. Она НЕ феминистка. Если Вы нам всем не верите, то прочитайте сами её книги и сделайте вывод, есть ли у женщин повод почитав их становиться феминистками или нет.
            Феминистками женщины вообще в принципе становятся не оттого, что прочитали книги, а оттого, что чувствуют себя незащищёнными, и пытаются защищаться сами как умеют. И написанием ни книг, ни рецензий на книги эта проблема не решается. Наоборот, книги воспринимаются через призму этой проблемы. Поэтому, если не нравится нашествие феминисток на это группу или ещё куда – защищайте женщин. Найдите им достойных мужей, создайте жизнеспособную общину. Или хотя б домой подвозите после вечерней программы в храме, чтоб они не пёрлись в одиночестве тёмными переулками. Или прасад им принесите, когда болеют, и нет ни сил ни денег чтоб приготовить. Создайте фонд взаимопомощи в ятре и выделяйте одиноким женщинам финансы, когда есть в том необходимость. Уже от этого всем легче станет.
            Меня резанул вопрос тут в ветке, где незамужним женщинам искать защиту. Потому что не дело женщин искать защиту, это дело мужиков защиту предоставлять. Кого беспокоит засилье феминизма в ИСККОН – займитесь этим плиз.

            В 90-х гораздо больше было обиженных на Шрилу Прабхупаду, чем сейчас. Тогда у женщин было гораздо больше для этого поводов, потому что была конкретная дискриминация. В храмах на службах и лекциях мужчины стояли/сидели впереди, а женщины сзади. Женские ашрамы финансировались хуже, чем мужские, по части служения женщин больше грузили. И все – и мужчины и женщины были уверены, что так и положено, что Шрила Прабхупада такие порядки установил. Поэтому женщин вообще в принципе было не так много в движении. Они приходили, смотрели на всё это и уходили. Я думаю, что у косвенной проповеди ноги растут как раз из этой дискриминации 90-х. Косвенники же в основном занимаются повышением женской самооценки, вплоть до втирания дамам, что они богини. Маятник в другую сторону болтануло до упора. Надеюсь доживём до времён, когда он в нормальном положении остановится…

          • November 4, 2016

            Лена, я абсолютно на этом не настаиваю. Очень рад, что так оно и есть и так будет надеюсь дальше, но поведение её мне до сих пор непонятно. Может её так выставляют в не лучшем свете те, кто прочитал её книги. По поводу защиты Шрила Прабхупада и Бхакти Викаша махарадж давали ответ, что нужно варнашраму дхарму установить и создать поселение вайшнавов на земле. Опыт показывает, что многие не хотят или не готовы жить на земле. И полностью менять уклад жизни, ценности, которые сложились под влиянием западной культуры, но и руководство, где сосредоточены ресурсы ИСККОН на сегодняшний не склонно обсуждать эту тему даже на уровне проповеди.По поводу достойных мужей, так ведь они сами могут оказаться не достойными женами, а запросы конские им самого Кришну подавай или состоявшегося миллиардера как минимум с машиной с квартирой, а простые обычные их не устраивают.Вот как здесь подберешь достойного мужа?:)Есть много холостяков преданных в России, которые в ашраме брахмачари не живут и не женятся.Бери и делай из него достойного мужчину.Много зависит от поведения.Все будет по уму.

          • Рустам, я не смогу объяснить Вам непонятное поведение Хари-канты, потому что не была свидетелем этого поведения и не знаю, о чём речь. При мне она всегда ведёт себя интеллигентно, сдержанно и уважительно по отношению к окружающим. Если Вы наблюдали за ней что-то другое, и Вас оно смутило, можно попросить её саму объяснить это. Если конечно оно для Вас вообще важно.

            “Бери и делай из него достойного мужчину” – стопроцентно феминисткий подход, проповедуемый некоторыми представителями косвенной проповеди. Учитывая то, что Вы писали выше и о тех, и о других, от Вас такое услышать мягко говоря странно.))

          • November 5, 2016

            Лена, эта цитата не имеет отношение к проповеди. Это жизненный совет для тех, кто якобы считает что нет достойных мужей, начинайте с себя становитесь достойными женщинами и тогда из обычного мужчины можно сделать достойного мужа в хорошем смысле.В этой группе уже есть много материалов на тему обязанности женщин.Много цитат Прабхупады приводилось на эту тему. Дальше не вижу с вами обсуждать эти вещи, так как на эту тему сказано достаточно. Полистайте материалы группы, изучайте книги Шрилы Прабхупады.

          • Будучи в отключке от тырнета почувствовала чьё-то негодование, исходящее из этой ветки, пришлось включить гаджет и зайти. Рустам, похоже это были Вы. Простите. Не имею никаких претензий к Вам лично. Просто в тему пришлось моё беспокойство относительно ситуации в ИСККОН. Много говорится, что женщины существа зависимые и должны быть под защитой, самой же защиты кот наплакал. В том числе есть сильное давление на женщин, что они должны быть замужем, но когда женщина спрашивает, кто из старших может найти ей мужа, оказывается, что никто. А поскольку по другому у вайшнавов это не делается, не принято, чтоб женщины соблазняли мужчин или мужчины гонялись за женщинами, то женщины остаются незамужними. Впрочем, как и мужчины неженатыми. Парадокс системы – женщины не замужем, мужчины не женаты, все они хотят семью, но не могут соединиться друг с другом. И все, и мужчины и женщины достойные при этом. Я не говорила, что нет достойных мужчин, преданные очень хорошие люди. Достойным как раз-то и сложнее создать семью, потому что они хотят это сделать в соответствии с вайшнавскими традициями, а таких возможностей им никто не предоставляет. К счастью, ситуация понемногу меняется. Сегодня у меня праздник – сегодня встреча наставников центрального региона по вопросу создания в регионе семейного комитета. Лёд тронулся, господа присяжные.(с)😊
            Я тоже не вижу смысла тему продолжать, она не предмет обсуждения данной беседы. Ещё раз простите за беспокойство.

          • November 3, 2016

            Лена Мозалевская ответила Ananda:
            «Ananda, обоснуйте пожалуйста на фактах, что те, кто сомневается в Прабхупаде и обижается на него – негодяи.)) А то что-то одни эмоции.))»

            Ответ: Слово «чушь» это не просто эмоции, это констатация факта, чушь = нелепость, глупость.
            Теперь насчет сомнений. Сомнения это может быть как проявление разума, в случае если сомнения подкреплены уже имеющимся знанием, а могут быть и признаком невежества, недостатка веры, если они основаны на незнании или ложном знании.
            И самое главное – нельзя сомневаться в авторитетном знании, а то, что пишет Шрила Прабхупада – это знание шастр, пришедшее к нам по парампаре.

            ШБ 3.26.30 комм.:
            «Сомнение — одна из самых важных функций интеллекта; склонность все принимать на веру не свидетельствует о большом разуме. Поэтому самым важным в данном стихе является слово самшайа; чтобы развить интеллект, человек вначале должен все подвергать сомнению.
            Однако сомнения перестают приносить благо, когда речь идет об информации, полученной из авторитетного источника. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что сомнение в словах авторитета губительно.»

            И такого человека, который сомневается в садху и шастрах, называют негодяем:
            «Человек, который полностью сознает Кришну, у него нет проблем. Но как стать сознающим Кришну? Господь Чайтанйа говорит: садху-шастра-крипа: «Человек может стать сознающим Кришну по милости святых преданных и по милости писаний». Рекомендуются эти два метода. Не то что эти глупцы, они думают «Я могу, я могу сам все понять. Я не согласен с шастрами. Я не согласен с духовным учителем. Я не согласен с писаниями. У меня свое независимое мнение». Такой человек – глупец номер один, негодяй номер один. Если кто-то так говорит, сразу же знайте – он глупец, негодяй. Вы должны принять прибежище у садху, гуру и шастр. Садху означает святой человек, тот, у кого развиты все эти качества преданного». (лекция по ЧЧ 24 нояб. 1966 г)

            Итак, если мы сомневаемся в авторитетных вещах – это губительно как для нашей духовной жизни, так и для жизни тех, кто получает наше общение. Что же происходит, если мы свои сомнения не пытаемся разрешить в сторону принятия того, что противоречий в шастрах нет, а пытаемся принять свое неправильное понимание и подогнать цитаты под ответ? Так рождаются спекуляции:
            «Когда Кришна прямо говорит что-то одно, а какой-нибудь негодяй заявляет, будто на самом деле Он имел в виду что-то другое, это называется чхала-дхармой, обманной религией, или шабда-бхит — казуистикой. Нужно быть крайне осмотрительным и тщательно избегать подобных лжерелигий.» – ШБ 7.15.13 комм.

            Итак, нельзя сомневаться в истинном источнике. Что же делать, если нам что-то не нравится, когда мы читаем? Да, Шрила Прабхупада называет нас животными, нас, нецивилизованных живых существ. И кто-то скажет: Шрила Прабхупада негативно отзывается о людях! Плохо относится к людям! Нужно написать книгу, доказывающую что ШП истинный джентельмен. Зачем зацикливаться только на одних женщинах, он ко всем людям относится плохо :)) Но суть в том, что истина не должна быть приятной, если есть такие потребности, чтобы философия была сладкой и приятной для ложного эго, то можно принять прибежище у неомайавади. Но суть в том, что Истина помогает прогрессировать.
            «Авторитет Вед не может быть подвергнут сомнениям и свободен от любых сомнений. То, что утверждают Веды, должно быть принято полностью, иначе авторитетность Вед ставится под сомнение». (ШБ введение)
            И если есть сомнения, то развеять их можно лишь продолжая изучение философии во всей ее полноте, объясняя какие-то моменты с разных точек зрения, но никак не выдавая однобокие ложные толкования и переопределения слов Прабхупады.
            Но те люди, которые не обладают достаточным разумом, не могут принять истину такой какая она есть, ставя свое ложное эго выше.
            «Шрила Прабхупада: Они глупцы. Вы даете им хороший совет. Если вы дадите хороший совет негодяям, они злятся, подобно змее. (ЖПЖ 15)»
            Поэтому те, кто обижаются на слова Шрилы Прабхупады – негодяи.
            Если мы дадим своему уму сомневаться в том, что говорит Шрила Прабхупада – у нас нет шансов никогда воплотить в жизнь его учение, и тогда не важно сколько лет мы в движении – толку от этого будет не много.
            И самое главное лекарство от всех сомнений – внимательное безоскорбительное повторение Святых Имен.
            «Я рад, что ты продолжаешь воспевание, несмотря на все сомнения и скептицизм. Таков процесс. Даже если есть сомнения и скептицизм, если мы продолжим процесс воспевания, сомнения будут рассеяны, а по милости Кришны будет раскрыто истинное знание. (письмо ШП 22 марта 1968 г.)

            P.S. лично я ни разу не встречала человека, который бы думал (и тем более обижался!), что ШП плохо относился к женщинам. Впервые услышала, что такая мысль вообще существует, из введения к данной книге.
            Может вам сменить круг общения?…

          • Ananda, в нашем случае речь идёт о сомнениях не в словах авторитета, то есть Шрилы Прабхупады, а о сомнениях в том, что Шрила Прабхупада вообще в принципе авторитет. Очевидно, одним изучением философии мы в данном случае не обойдёмся. Потому что для принятия личности авторитетом мы должны знать качества этой личности, понимать, что он действительно свят. И понимание того, что Шрила Прабхупада джентльмен, никаким боком не отменяет неприятных для нашего эго положений философии. Напротив, оно помогает принять эти положения. Потому что мы начинаем понимать его мотивы, что он говорит это не чтоб унизить нас, а чтоб помочь нам. Говорится, что Гуру делает ученику операцию на сердце под наркозом любви. Философия – это операция, а книги, подобные этой – наркоз любви.

          • Вы говорите, что “речь идет о сомнениях в том, что Шрила Прабхупада вообще в принципе авторитет”? Для меня это звучит более чем странно…У каких преданных ИСККОН могут быть подобные сомнения? и кому они преданны в таком случае? Или обсуждаемая книга написана для оправдания Шрилы Прабхупады в глазах материалистов? Такое ощущение, что Вы запутались в своих аргументах, но соглашаться с доводами оппонентов Вам очень не хочется.
            Вы ссылаетесь на то, что Баларама ачарья прабху писал в этой ветке, что матаджи Хари-канта не феминистка, но я почему то не нахожу ничего подобного в его комментарии. Как мне показалось, он скорее поддерживает точку зрения автора рецензии:
            “Хотя в книге цитаты Шрилы Прабхупады, автор отважился все-таки объяснить их в соотвествии со своими пониманием, поэтому спасибо Дойал Нитайу прабху, за то, что указал нам на эти ошибки.”
            Вы пишите, что не были свидетелем непонятного поведения матаджи Хари-канты, но Вам уже указывали на подобный пример ее поведения в этой группе, будьте пожалуйста внимательнее к словам собеседников. Вот ее слова в единственном комментарии к обсуждениям, который она здесь оставила:
            “Nitia, не переживайте. Если женщина пишет сама же что она майа и ей не следует доверять, то какой смысл принимать ее слова всерьез? 🙂 Заходите в нашу группу “Вайшнави” http://vk.com/mataji108 и не принимайте близко к сердцу тех, с кем вам не по пути. Всех не изменишь.”
            Не кажется ли Вам не совсем интеллигентным подобная манера рекламировать свою группу, мягко говоря принижая значимость и адекватность группы, в которой она оставляет комментарий? При этом называя “словами женщины” цитату из ШБ с комментарием Шрилы Прабхупады.
            Помимо прочего, не смотря на Ваши усилия в оправдании обсуждаемой книги, лично мне, и как я вижу многим преданным участвующим в обсуждении, очевидно, что анализ проведенный Даял-Нитаем прабху и его выводы относительно попытки автора преподнести цитаты Прабхупады с точки зрения оправдания феминистичных тенденций, остаются более убедительным, чем Ваши запутывающие объяснения.
            Сегодня, как Вы говорите, встреча наставников центрального региона по вопросу создания в регионе семейного комитета. Очень хочется, чтобы в этот комитет, нашего, центрального региона, вошли семейные преданные, с ясным пониманием наставлений Шрилы Прабхупады и ведической культуры относительно семейной жизни и положения мужчины и женщины в обществе, которые сами на опыте воплощают это в реальной жизни.

          • Ну как у каких преданных могут быть такие сомнения? Лестницу бхакти же знаете. Твёрдая вера это уровень ништхи. Поэтому сомнения по определению есть у всех, кто на уровнях от шраддхи до анартха-нивритти включительно, и уж тем более у тех, кто до бхакти вообще не дошёл и находится на уровне бхакти-абхаса. Если кто-то говорит, что у него сомнений нет и никогда не было, это значит, что человек либо в прошлой жизни дошёл до ништхи, и в этой с неё начал, либо он, как говорит мой Гуру Махарадж, заметает сомнения под ковёр. Сомнения у людей бывают как в самих авторитетах, или, назовём это по-русски, гуру, шастрах и садху, так и в словах авторитетов. Сомнения в словах авторитетов не так критичны, поскольку если вообще в принципе человек согласен с тем, что сказавший эти слова авторитетен, он просто обратится к нему с вопросом и попросит развеять эти сомнения. Но если человек в принципе сомневается в авторитете гуру, шастр и садху, то это полная ж…п@. На мой взгляд поэтому Хари-канта в своём предисловии пишет именно о сомнениях в Гуру, а не в словах Гуру, и поэтому мне самой захотелось акцентировать этот момент. Если бы факт присоединения человека к ИССКОН означал отсутствие у него сомнений в авторитете Шрилы Прабхупады, то никто б тогда из этого ИСККОН не уходил. А мы видим, что текучка в нашем замечательном движении превосходит все разумные пределы. И даже из тех, кто остаются в движении, далеко не все читают книги Прабхупады. Что очевидно говорит о том, что не такой уж он для них авторитет. Мне иногда задают вопрос «А чё, обязательно книги Прабхупады регулярно читать? А я вот не могу.» И некоторые из этих людей в ИСККОН уже по 5-7 лет. Джапу читают, на программы ходят, служением занимаются. Кому они преданы тут? Я не знаю. Может быть прасаду.)) Это называется бхакти-абхас. И можно обзывать этих людей по всякому, а можно попытаться вдохновить идти дальше и читать книги Шрилы Прабхупады. Лично я предпочитаю второй вариант.

            Я ссылалась на эту фразу Баларамачарьи прабху «взгляды матаджи Хариканты намного лучше чем фанатичный и односторонний шовинистический взгляд на положение женщин». С Даял Нитаем прабху он может быть согласен, но в самой рецензии Даял Нитая я тоже не заметила, чтоб автора рецензируемой книги называли феминисткой. Даял Нитай достаточно осторожен, он старается не приводить в рецензии оценочных суждений.

            В комментарии Хари-канты ничего неинтеллигентного не вижу. Она пригласила в своё сообщество даму, которая и без неё не особенно то была этой группе нужна. Членам группы самим не нравилось, что та тут писала, но когда ей предложили оставить сообщество в покое, почему-то обиделись. Мне это не понятно. Когда в мою группу кто-то приходит и спорит, что я там что-то не то написала, я самолично предлагаю человеку пойти в другие группы и не выносить мне тут мозг. Если б кто-то ещё и ссылку предложил, по какому конкретно адресу тому идти, я б решила, что мне оказали хорошую услугу.)) Поэтому мне не понятно, какое принижение этой группы вы в этом видите. О каком принижении группы со стороны Хари-канты может идти речь, если она регулярно читает эту группу? Где вы видели, чтоб кто-то читал группы, значимость которых он принижает? Кстати говоря, рецензию на её книгу она тоже читала.) И при этом нигде – ни у себя на странице, ни в своей группе, ни даже мне в личной переписке, она не написала ничего плохого ни про эту группу вообще, ни про Даял Нитая с его рецензией в частности. Парадоксальная ситуация – группа критикует человека в восьми действиях, человек группу не критикует вообще нигде и никак, но при этом кто-то считает, что это не группа принижает Хари-канту, а Хари-канта группу.
            А про майю у неё вообще шутка. Причём смешная. Не надо притягивать за уши, что цитата Шрилы Прабхупады и процитировавшая её женщина суть одно. «Всё едино» не наша философия.

            В семейный комитет, я думаю, Вы с супругом сами можете войти, если есть желание. Там процесс только пошёл, пока дойдёт до чего-то внятного, скорей всего будет тянуться не один месяц, так что вы вполне успеете вписаться.

          • November 5, 2016

            Лена,
            Лена Мозалевская ответила Ananda
            “Ananda, в нашем случае речь идёт о сомнениях не в словах авторитета, то есть Шрилы Прабхупады, а о сомнениях в том, что Шрила Прабхупада вообще в принципе авторитет. Очевидно, одним изучением философии мы в данном случае не обойдёмся.”
            Как раз для того, чтобы утвердиться в том, что Шрила Прабхупада авторитетно представляет учение парампары, нужно изучать философию, а не анекдоты рассказывать… Изучив учение ачарьев и увидев, как ШП комментирует писания в полном соответствии с ними, мы понимаем, что ШП представил философию как она есть, без искажений.
            P.S. “наркоз любви” – это наркоз, отрубающий мозг? :)))))

          • Да надо, надо философию изучать, кто ж с Вами в этом-то спорит.)) В то ж время Вы же знаете, чем является философия без религии.)) Прабхупад мягко говорит – умственные спекуляции. Кое-кто из его учеников говорит, что привидение.)) Поэтому даже для того, чтоб избавиться от сомнений и разобраться в философии как таковой, её изучения может быть недостаточно. Кришна в Гите называет трансцендентное знание пратйакша авагамам – постигаемое через непосредственный опыт. Философию нужно применять на практике. Только тогда её понимание будет полным и органичным. Чтобы избавиться от сомнений в носителе философии, опыт практического непосредственного соприкосновения с ним особо важен. Потому что может он авторитетно излагает философию. Но как он себя ведёт при этом? Может он хам или вообще бандит. И каковы его мотивы в том, что он излагает эту философию? Вдруг это просто продавец, который наживается на том, что продаёт хорошие философские книги. Мне доводилось слышать такие вещи, что может Прабхупада просто талантливый бизнесмен. И какой философией мы такое сомнение разрушим? Это очень сложно. Но если биографию Прабхупады знать, то наоборот сложно будет остаться при таком сомнении. Как и при многих других сомнениях, которые невозможно развеять просто изучением философии. Поэтому пишутся все эти книги с историями про Прабхупаду. У Хари-канты подборка историй одна из лучших, которые я встречала, просто сногсшибательные истории. У меня от книги впечатление осталось, что Шрила Прабхупада просто обалденный.)) Сомневаться в нём после этого даже в голову не придёт.

            Когда мы решаем, у кого принять посвящение, мы же подходим с двух сторон. Мы слушаем лекции этого человека, в которых он объясняет философию, и интересуемся его личностью. Узнаём, как он живёт, как общается с окружающими, каковы качества его характера. Сопоставив это и увидев полную картину, мы решаем, что да, этот Гуру для меня авторитет, хочу у него учиться. Почему вдруг Шрила Прабхупада должен быть исключением в этом вопросе?

            Книги, описывающие деяния преданных одобряются в Шримад Бхагаватам. В общем то сам Бхагаватам по большей части состоит из историй про преданных.
            “О добродетельный, первый повелитель всех царей был великим преданным Личности Бога Хари, поэтому описания его возвышенных качеств и деяний заслуживают нашего внимания. Прошу, поведай мне о них. Я горю желанием услышать твой рассказ.(3.13.3)
            КОММЕНТАРИЙ:
            Весь «Шримад-Бхагаватам» состоит из трансцендентных повествований о деяниях Личности Бога и Его чистых преданных. В абсолютном мире Верховный Господь и Его чистые преданные в качественном отношении неотличны друг от друга. Поэтому слушание произведений, повествующих о Господе, или рассказов, в которых описаны качества и деяния чистого преданного, приводит к одному и тому же результату — развитию склонности к преданному служению Господу.”

            П.С. Ваш Гуру Вас не любит разве? Откуда такая потрясающая мысль, что любовь духовного учителя отрубает мозг? Оно б было б ещё что отрубать, мозги то в кали-югу условные. Но Гуру своей любовью может побудить развивать мозги.

          • November 8, 2016

            Лена, вы как-будто рецензию не читали. Претензия в том, что цитаты ПОДОГНАНЫ ПОД ОТВЕТ, цитирование неграмотное, ыыводы неверные, рожденные из субъективного восприятия автора, в этом проблема. Поэтому прабху и рекомендует читать оригинальные воспоминания о Шриле Прабхупаде. Если человек берет за основу идею доказать равенство женщин (или тем более превосходство), а потом подгоняет вырезанные грамотно цитаты, не дающие полной картины, то это медвежья услуга. Никакой ценности, про которую вы красноречиво пишете, в этом нет. И настроение это называется феминистическим, раз уж на то пошло. Рождается оно обычно из непринятия своей природы, из комплекса неполноценности, и обиды и непонимания природы вещей, а не из духовной зрелости.
            Хочется читать о Прабхупаде – читайте многотомник Хари Шаури прабху, надолго хватит, впрочем как и Прабхупада Лиламриты. Кстати, даже в Прабхупада Лиламрите найдены фактические ошибки и ее постоянно редактируют.
            Но главное: понять ШП таким, какой он есть мы можем только читая его книги, а не книги о нем.

          • Я то рецензию читала, а вот Вы книгу Хари-канты не читали.))
            Книга ни разу не сборник цитат.

          • November 8, 2016

            И опять мы возвращаемся к тому, с чего начали. Вы рецензию внимательно прочитали, или вам просто сам факт ее существования не дает покоя? Если внимательно, то укажите где в ней есть фактические ошибки? Или все верно и спасибо прабху за анализ?
            А то, что вы пишите, похоже на “Нет, эта рецензия неверная, все в книге хорошо, потому что у автора красивые глаза”, т.е. не о чем и не по делу.
            Рецензия книги к опусканию человека не имеет никакого отношения. При выпуске любой книги это нормальное явление – литературная критика. А в случае с книгой, которая затрагивает философские взгляды тысяч последователей ШП, это более чем естествено.
            Также как естественно что у публичной фигуры, т.е. проповедника, всегда найдутся те, кто будут его осуждать, или обсуждать, а также исправлять. Это просто часть этой позиции. И если человек или его последователи к этому не готов, то не нужно всех вокруг обвинять в опускании, нужно просто занять другое положение, более безопасное. Поэтому такие позиции не рекомендуются для женщин. Мужчин эти все естественные ситуации только закаляют, они прислушиваются, исправляются, или доказывают свою правоту и идут дальше. А женщине сложно, тем более беззащитной, потому что поплакаться некому.

  24. Если бы Арджуна не сомневался, то БГ мы бы не услышали. А Кришна опять и опять готов был с ним разговаривать, объяснять. Если в обществе есть табу на сомнения, то оно породит зомби.

  25. November 4, 2016
    Reply

    Мужчины стоят впереди, женщины позади – это не дискриминация, это вайшнавская культура))

    • Lila, смотря где. Если на войне, понятно, там впереди мужчины стоят.😜 Служба или лекция в храме это другая история.

      • November 8, 2016
        Reply

        Лена, т.е. вы по этому фото судите о том, где должны располагаться матаджи относительно прабху? И если на фото при Прабхупаде они смешаны, то это автоматически означает, что так должно быть, что это правильное поведение, невзирая на наставления Прабхупады?) По этой же логике мы, придя в храм, увидя толпу неофитов, сидящих вперемешку, должны сделать вывод, что так должно быть? Или Прабхупада должен был их с порога построить? Нет, он им сначала Кришну давал, постепенно привлекая к правильной культуре. Ожидается, что через какое-то время человек начнет соблюдать этикет. При этом у каждого остается свобода выбора. В сознании Кришны нет никакой принудиловки, все добровольно. Однако, если мы считаем себя последователями Прабхупады, то должны пытаться следовать его наставлениям.

  26. Я выхожу из этого диспута. Думаю, что непредвзятому читателю я дала достаточно пищи для размышлений. А вести дискуссии с людьми, которые в лучших советских традициях – не читали книгу, но осуждают, у меня нет ни времени, ни желания.
    Всего хорошего.

  27. November 9, 2016
    Reply

    Дело в том, что у мужчин и у женщин разный тип разума. Женщины учатся на опыте, им недоступен разум первого класса и редко работает второй тип (первый – учатся лишь услышав, второй – на опыте других, третий – на своем опыте). Поэтому женщина с правильным пониманием +правильным опытом будет иметь больше реализаций, а также будет восприниматься другими женщинами лучше, будет больше доверия, т.к. даже для слушающих женщин важен опыт и практические реализации. В то же время если у женщины есть опыт, но нет правильного понимания, то она сможет научить только тому, что пережила сама, при этом выводы из опыта будут не обязательно правильными. Т.е. первичным является правильное понимание, а если на него будет наложен правильный опыт, то это приведет к очень хорошему результату. Но в данном обсуждении речь идет о НЕправильном понимании и настроении, что является собственно первичным. Т.е. если человек имеет правильное понимание, то можно сделать скидку на его неопытность, потому что опыт придет, и знание превратится в реализации, но если человек не имеет соответствующие реализации, да еще и продвигает неправильное понимание, т.е. учит других тому, чего сам не понимает, то это дисквалификация.
    Что же касается мужчин, то некоторые саннйаси могут, имея соответствующий тип разума, изучить наставления шастр, культуру и опыт великих личностей и давать правильные наставления о семейной жизни и порой даже лучше грихастх, которые привязаны. (кстати, не только Нарада Муни дает наставления женщинам, еще и Кама Шастра была написана найштика брахмачари).

    Заряна, насчет внешного вида, главное чтобы этот внешний вид соответствовал стандартам вайшнавской культуры. И еще важно настроение.
    А насчет активности женщин, которые не замужем, так это просто – больше времени, шакти и желания чем-то заняться, а обязанностей семейных нет, поэтому больше энергии и времени уходит на разного рода деятельность, которую каждый выбирает в соответствии со своими желаниями и целями.

  28. Зоряна, вы какую-то конкретную женщину имеете ввиду или просто так рассуждаете?

  29. Зоряна, у вас конечно может быть богатый опыт в разоблачении псевдовайшнавов, но судить о преданных, тем более старших, по физическим внешним признакам, которые не устраивают только вас, крайне не разумно и опасно, так как может привести к оскорблению вайшнава. Наличие мужа, красоты, здоровья, богатства и прочих достояний является плодом мирского благочестия и не имеет никакого!! отношения к духовному уровню переданного и его квалификации как преданного. Странно, что вы этого не знали, и ещё более странно, что администрация группы вместе с авторитетными коментаторами этого вам не объяснила раньше меня, рядового читателя.. В самом начале обсуждения рецензии был призыв соблюдать вайшнавский этикет и вести себя уважительно.

Leave a Reply to Баларамачарйа Дас Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *