ОТВЕТ НА КРИТИКУ ИНТЕРВЬЮ «КАКОЙ БЫ У ВАС НИ БЫЛ МУЖ, БУДЬТЕ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕДАНЫ ЕМУ»


ОТВЕТ НА КРИТИКУ ИНТЕРВЬЮ «КАКОЙ БЫ У ВАС НИ БЫЛ МУЖ, БУДЬТЕ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕДАНЫ ЕМУ»

Недавно мы опубликовали интервью с матаджи Нрисимха Ракшитой, ученицей Бхакти Викаши Свами Махараджа (см. здесь http://bvks.ru/reader/articles/polnostyu_predany/) Она живет в Салеме (Тамил-Наду, Индия), и в интервью поведала нам со всей откровенностью историю своей непростой жизни. У многих эта история вызвала восхищение и уважение, однако появились и негативные отклики людей, которые увидели в тексте призыв к насилию над женщинами в семье.

Мы считаем своим долгом дать ответ на несправедливые обвинения в адрес возвышенной преданной Нрисимха Ракшиты. Поэтому предлагаем вашему вниманию статью, где планомерно опровергаются все аргументы выступившей с критикой стороны.

ЗАЧЕМ СУДИТЬ О ДХАРМЕ ДРУГИХ ЖЕНЩИН, ЕСЛИ ВЫ САМИ НЕ В СИЛАХ СЛЕДОВАТЬ ЕЙ?

Когда я прочитала интервью с удивительной матаджи Нрисимха Ракшитой, то восхитилась ее решимостью, чистотой и самоотверженностью. Но вместе с тем у меня промелькнула мысль, что найдутся люди, которые не увидят суть этой истории, не оценят пример проявления хороших качеств, но осудят этот пример как проповедь насилия над женщинами… И такие люди нашлись: речь идет о статье Хари-канты матаджи (см. здесь http://vaishnavi.su/index.php/articles/1238-slygenie-mygy).

Безусловно, интервью с Нрисимха Ракшитой матаджи задумывалось не с целью показать, что насилие над женщинами — это хорошо или даже допустимо. Я думаю, что, желая получить общение со старшей преданной, выросшей в брахманической семье, создатели этого интервью и представить себе не могли, что эта матаджи откроется настолько, чтобы искренно поделиться с ними подробностями своей нелегкой жизни. Но эти подробности — лишь обстоятельства, которые помогли нам увидеть величие и искренность этой души, подобно тому, как величие Прахлада проявилось в том, с каким смирением он относился к выпавшим на его долю испытаниям. Конечно, это не значит, что для проверки целомудрия и смирения женщины ее нужно поместить в сложную ситуацию, подобно тому, как не обязательно каждого вайшнава подвергать таким же пыткам, каким был подвержен Прахлада Махарадж. Однако великие личности показывают нам, что даже через такие трудности они могут пройти с достоинством.

ПО ШАСТРАМ ИЛИ НЕТ?

Но обо всем по порядку. В статье матаджи Хари-канты анонимный собеседник, прочитавший интервью, делает утверждение: «Подобное настроение может ухудшить и так тяжелую ситуацию по отношению к женщинам». Однако интервью передает нам настроение женщины, которая с решимостью следует гуру-садху-шастрам и традициям той культуры, в которой она выросла. В этом суть материала. Если наши женщины примут подобное настроение в свою жизнь, то как это ухудшит ситуацию по отношению к ним?

Необходимо подчеркнуть еще раз: это интервью не о том, что насилие над кем-либо — это хорошо, наоборот, оно показывает, как страдает женщина в таком положении. Но основной урок, который мы можем вынести из этого интервью, заключается в том, что даже в такой тяжелой ситуации матаджи сумела сохранить верность мужу и не жалеет об этом. Она говорит о том, что смогла вытерпеть большие оскорбления, на фоне которых мелочные разногласия многих подающих на развод семейных пар выглядят незначительными. Поведением этой матаджи можно только восхищаться и желать перенять у нее возвышенные качества, до которых кому-то из нас очень далеко.

Но что же пишет вместо этого в своей статье Хари-канта матаджи?

«Что до шастр, то этот случай явно не по шастрам», — самоуверенно заявляет она. Но далее противоречит самой себе: «Однако в наше время века Кали строго следовать дхарме способны единицы, скорее всего, только вот такие брахманы, выращенные в строгой брахманической культуре индийского города, куда еще не полностью дошла современная цивилизация». Так все же, поступок Нрисимха Ракшиты матаджи — дхарма это или адхарма? Судя по последней цитате, автор статьи вынуждена признать, что все же матаджи Нрисимха Ракшита строго следовала своей дхарме. Тогда как этот случай может быть «явно не по шастрам»? Тем более странно выглядит такое утверждение в свете того, что матаджи Нрисимха Ракшита была воспитана в строгой брахманической культуре, где с самого детства следовала всем правилам и предписаниям смрити.

Автор статьи приводит ссылку на Шримад-Бхагаватам (7.11.28), где говорится, что целомудренная женщина не обязана служить мужу, который падший. Да, если бы Нрисимха Ракшита матаджи отказалась служить своему падшему мужу, это, в соответствии с данным предписанием, не было бы грехом. При этом повторный брак полностью отрицается. «Отказ от общения с мужем вовсе не означает, что она должна снова выйти замуж, ибо это будет развратом».

Однако нужно учитывать и другое предписание шастр, более важное: каждая женщина должна быть под защитой, она не должна быть независимой. Об этом Шрила Прабхупада неоднократно говорит в комментариях как к «Бхагавад-гите», так и к «Шримад-Бхагаватам»:

«Что же касается всего человеческого общества, то его жизнь тоже должна строиться в соответствии с “Ману-смрити”, так как в этом произведении собраны законы, которые оставил людям Ману, прародитель человечества. В “Ману-смрити” сказано, что женщине никогда не следует давать свободу: сначала она должна находиться под опекой отца, затем — мужа, а в конце жизни о ней должны заботиться ее взрослые сыновья. Женщина всегда должна находиться под чьей-либо опекой. Современные женщины пользуются такой же свободой, как и мужчины, но фактически мы видим, что эти эмансипированные женщины не стали счастливее тех, которые находятся под опекой мужчин» (ШБ 4.18.3 комм.)

ПРИМЕР СЕСТРЫ ПРАБХУПАДЫ

Давайте вспомним, что сам Шрила Прабхупада посоветовал своей кровной сестре Пишиме, серьезной преданной, в аналогичной ситуации, когда она должна была служить мужу, который нарушал все четыре регулирующих принципа и оскорбительно к ней относился. Шрила Прабхупада посоветовал сестре следовать тому, чему научила ее их мать — служить мужу, молиться Кришне за благо мужа и не спорить с ним. Так же верна мужу была и Мандодари, супруга Раваны, которая прославляется как одна из панча-канйа, великих целомудренных женщин.

Матаджи Нрисимха Ракшита не могла вернуться к родителям, потому что в этом случае общество осудило бы ее. Она не только сама потеряла бы защиту, но и лишила бы защиты свою дочь. Родственники заботились о дочери, и благодаря тому, что матаджи служила своей семье и не уходила от мужа, ее дочь удачно вышла замуж, брак был организован семьей мужа. «Мой муж, может быть, плохой человек, но он заботился о дочке», — рассказывает Нрисимха Ракшита. Она говорит, что много плохого вынуждена была терпеть от своих свекрови и свекра, но при этом все равно ощущала идущую от них защиту: «Когда ты находишься рядом со свекром и свекровью, это дает тебе защиту. …они сильно меня мучали. Но я до сих пор чувствую, что с их стороны ко мне идет защита». То есть, несмотря на все трудности, соблюдался главный принцип — матаджи была под защитой семьи, какой бы ни была эта семья. И надо заметить, что, несмотря на свои плохие качества, ее родственники выполняли свои обязанности: муж обеспечивал семью, они воспитали дочку и выбрали ей хорошего мужа.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что другого выхода, кроме как оставаться со своим мужем, у матаджи не было. Если бы она ушла назад, к матери, ее семья не получила бы такого блага, более того, репутация самой матаджи и ее дочери в традиционном обществе была бы поставлена под сомнение. Итог же таков: «Сейчас я счастлива, потому что в свои последние дни муж говорил: “Прости за мои ошибки”». То есть матаджи ни о чем не жалеет, это был ее осознанный выбор, у нее были силы пройти через это, она видела в этом смысл, и теперь она счастлива! Она не жалеет о том, что потеряла столько лет с «мужем-дураком». Наоборот, она говорит, что если бы ушла от мужа, то он потерял бы последний шанс на очищение. Ведь она кормила его прасадом, и он оставил тело, полностью раскаявшись в содеянном, в присутствии воспевавших святое имя вайшнавов. Таков плод ее сострадания к мужу. «Мой ум успокоен. Я сделала все, что должна была сделать», — говорит Нрисимха Ракшита.

ЗАЩИТА ТЕЛА И ПРЕДАННОСТЬ ИСККОН

В своей статье Хари-канта приводит цитату: «Тот, кто полностью занят служением Кришне, не должен пренебрегать телом, считая его материальным. Любой, кто пренебрегает своим телом, занятым в служении Господу, стоит на пути ложного самоотречения. (…) Поэтому о теле надо как следует заботиться».

Но кто сказал, что матаджи Нрисимха Ракшита не заботилась о теле? Она хорошо питалась, держала тело в гуне благости (вспомните, что она воспитывалась и жила в брахманической семье!), не пренебрегала своим самочувствием. Ложным самоотречением как раз было бы уйти из семьи, несмотря на то, что она женщина и нуждается в защите социума.

Далее в приведенной цитате говорится: «Хотя и зная о бренности своего тела, человек не должен допускать, чтобы это тело сожрал тигр или убил враг. Нужно делать все необходимое, чтобы защитить свое тело». Однако в интервью о хищниках речи нет, об убийстве — с натяжкой. Но матаджи делала все необходимое для защиты своего тела: она была смиренной по отношению к мужу, не провоцировала его, зная о его гневливом характере; в критических ситуациях она уходила к брату, как и советовал ей ее гуру: «Если что-то угрожает твоей̆ жизни, если он слишком разгневался, иди в дом старшего брата, а потом возвращайся».

И, в конце концов, даже если она, предположим, подвергала опасности свою жизнь, то делала она это в том числе ради ИСККОН. В интервью она четко заявляет, что для окружающих она представляла ИСККОН, что по ее поведению (как и по поведению каждого преданного) люди судят обо всем Движении: «Если я буду кричать и оскорблять своего мужа, то все вокруг скажут: “Тебя этому ИСККОН научил”… Я не хочу, чтобы из-за меня была плохая репутация, плохое имя у моего гуру, у преданного служения, у моего воспевания».

История ИСККОН знает много преданных, которые рисковали своей судьбой и даже жизнью ради Движения: в Советском Союзе преданные практиковали и распространяли сознание Кришны на свой страх и риск; в наши дни сознание Кришны продолжают распространять в мусульманских странах. Как поистине сострадательная вайшнави, Нрисимха Ракшита не хотела, чтобы ее родственники критиковали ИСККОН, преданных и получали за это греховные реакции: «Если бы я плохо себя вела, он начал бы оскорблять Прабхупаду. Я не хотела, чтобы он еще и за это получал плохие реакции, за оскорбления преданных». В итоге благо обрели все: и дочка, которая получила должную защиту, и муж, который оставил тело под киртан в присутствии вайшнавов, раскаявшись за все свои грехи, и родители мужа: «Когда мои свекор и свекровь оставляли тело, я тоже воспевала Харе Кришна»… И сейчас родственники уважают ее и хорошо относятся к ИСККОН. Такова заслуга матаджи Нрисимхи Ракшиты.

МЕСТО, ВРЕМЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Далее Хари-канта матаджи приводит цитату: «Что необходимо, так это особая методика согласно стране, времени и кандидату…» Она пишет, что, если что-то возможно в одной стране, это невозможно в другой. Но эта цитата не состоятельна в контексте истории матаджи Нрисимха Ракшиты, поскольку целомудрие — это самое главное качество, которое Шрила Прабхупада просил воспитать в наших девочках. Как мы его воспитаем без примеров целомудренных женщин, как героинь шастр, так и наших современниц? Шрила Прабхупада в этом вопросе дал недвусмысленные наставления для членов ИСККОН, не нужно ничего додумывать или спекулировать: «Поэтому я даю наставление нашим ДжиБиСи: “Наши девочки должны обучаться верности и целомудрию. В этом их квалификация”». (16 июля 1975 г., Сан-Франциско)

Итак, чему же мы, как женщины и матери будущего поколения, можем научиться из примера жизни Нрисимха Ракшиты матаджи?

1) «Я не уходила, терпя большие оскорбления. Почему же вы из-за каких-то маленьких вещей хотите уйти?», — спрашивает нас Нрисимха Ракшита матаджи. Это серьезный вопрос, на который мы честно должны ответить сами себе. Если есть женщины в наши дни, которые могут вытерпеть большие оскорбления, но сохранить семью, уважение и веру в Кришну, то чего стоят все наши жалобы на то, что нам не подарили цветочек на день рожденья, что муж не умеет держать в руках отвертку, что он не заработал нам не поездку на море или, может быть, не является великим преданным?

2) Многие матаджи говорят: «Эти примеры из шастр о дхарме женщин не работают, так как наши мужья не Рама и не Кардама…» Но матаджи Нрисимха Ракшита опровергает эти доводы: «Требовать от мужа, чтобы он был как Рама — это неправильно. Нужно принять то, что тебе дано судьбой. Примите это как Кришна-прасадам. Примите и следуйте. Вы дали обещание перед огнем».

3) Также Нрисимха Ракшита матаджи вдохновляет своей садханой и гуной благости, которую она практиковала безукоризненно с самого детства. Всем нам есть, чему у нее поучиться в этом плане.

4) У каждого, кто встал на духовный путь, свои испытания. У героини интервью — это испытание семейными проблемами. Но она прошла этот экзамен с достоинством, и в итоге ничего не потеряла, только приобрела. Приобрела смирение, терпение, почтение — а не это ли нужно преданному?

5) Она никого не винит в том, что ей досталась такая судьба, понимая, что все это — милость Кришны. Это удивительная зрелость.

ЖИВОЙ ПРИМЕР ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Я думаю, каждый, прочитавший интервью, может добавить что-то еще к этому списку замечательных уроков, которым нас учит матаджи из Салема. Тем же, кто увидели в ее истории лишь факт насилия в семье, хочется лишь посочувствовать, потому что они упустили самое главное.

Конечно, не нужно имитировать высокий духовный уровень, имитация — не наш путь, наш путь — следование по стопам. Но для того чтобы следовать, нужны ориентиры, ориентиры дхармичных женщин с возвышенными качествами. Культура передается в семье, от матери к дочери, и чтобы нам соприкоснуться с культурой, понять и принять ее, нам нужны примеры, в том числе живые примеры.

Почему большинству из нас не под силу сразу следовать такому стандарту самоотверженности? У нас не хватает качеств, не хватает чистоты. Но если нам что-то не под силу, зачем же сразу отвергать то, что трудно воспринимать нашему ложному эго? Не лучше ли стремиться получать общение тех, у кого есть те качества, которых нам не хватает? Мы должны снова и снова читать истории великих женщин из «Бхагаватам», учиться у них смирению и терпению. И разве не должны мы радоваться, если и в наши дни нам встречаются такие редкие души в женских телах, такие самоотверженные матаджи с великими вайшнавскими качествами?

В конце статьи матаджи Хари-канта описывает свою детскую травму, очевидно, послужившую формированию у нее нынешней неприязни к ведической культуре: «С детства от некоторых из своих родственников-мужчин я слышала, что женщины падшие, ничего не стоящие и тому подобное». Такой опыт, конечно, вызывает сочувствие, но наши негативные самскары не должны становиться призмой, через которую будет преломляться истина. А истина состоит в том, что культура варнашнармы принимает во внимание обусловленную природу живых существ и на этой основе существуют обязанности и разделение полов. Женщины в ведической культуре ценны, их уважают как матерей, и они всегда находятся под защитой. Защита женщин в системе варнашрамы провозглашается как варнас-дхармам-уттамам — высшая дхарма для всех варн. Но защита возможна лишь тогда, когда женщина занимает свое естественное положение женщины и хочет получить защиту, принимая прибежище у мужчин.

Если кто-то неправильно истолковывает ведическую культуру и даже злоупотребляет какими-то ее принципами, то это не значит, что система сама по себе дефективна. Нет, варнашрама создана Кришной, и она идеально подходит для тех, кто идет путем самоосознания. Без этой системы человеческое общество — просто общество животных (если это не общество парамахамс).

Продолжение: http://bvks.ru/reader/articles/otvet_na_kritiku/ОТВЕТ НА КРИТИКУ ИНТЕРВЬЮ «КАКОЙ БЫ У ВАС НИ БЫЛ МУЖ, БУДЬТЕ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕДАНЫ ЕМУ»

Первоисточник

9
10
Previous #Прабхупада_bvks
Next ЕСЛИ У НАС НЕТ ПРАВИЛЬНОГО БРАХМАНИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ, ЭТО ПОРОЖДАЕТ ПОЛИТИКУ

10 Comments

  1. Благодарю Вас за такие прекрасные интервью и статьи! 🙏

  2. Когда я прочитала интервью с Нрисимха Ракшитой матаджи, на ум пришли такие мысли. 1) Как же матаджи славно удовлетворила Кришну своим исполнением обязанностей, которые Сам Кришна и предписал для душ, принявших женское тело. 2) Матаджи являет собой пример стиха 18.37 Бхагавад-Гиты о счастье в гуне благости. Спасибо за дальнейшие комментарии к интервью

  3. July 15, 2017
    Reply

    Матаджи, милые. Если вы не в курсе, сейчас исккон ненавидят яро причем обычные женщины из за сложенного образа того, что в сознании Кришны женщина это вростепенный продукт, который должен сидеть на кухне и варить борщ и прочее. Недавно вышел семинар одного демона против Вед, где он очень ловко продвигал идею о том, что быть такой ведической женщиной это идиотизм. И все кармические женщины его поддержали, на сознание Кришны посыпался вал грязи. Они все считают, что здесь матаджи дуры, которые не имеют своего мнения и полностью ущербные. Другая группа очерняют Шрилу Прабхупаду и сознание Кришны в том числе за то, что здесь ужасно относятся к женщинам. Подумайте, куда мы идем с такой проповедью.

    • July 17, 2017
      Reply

      Nitia, а еще куча геев и лесбиянок ненавидят ИСККОН за традиционные взгляды на секс. Давайте под всех прогнемся.
      Если кто-то против Вед, то это его личный выбор, Веды от этого переписывать никто не собирается.
      Агрессивные же отзывы о так называемой “ведической женщине” зачастую появляются благодаря неквалифицированной проповеди в стиле “веды говорят”.

    • Nitia, мои поклоны! читая подобных демонов и смотря их видео и семинары Вы ОЧЕНЬ рискуете оказаться в их положении, незаметно начав критиковать вайшнавов… Это начало конца духовной жизни 😢

      • July 26, 2017
        Reply

        Для неофита-соглашусь. Также важно знать, что об исккон думает общество, чтобы понять какие есть слабые стороны в проповеди.

        • Nitia, да, это не помешает, но важнее знать свои слабые стороны с позиции учения гуру-парампары, самые главные наши слабые стороны в проповеди это слабое знание шастр, слабая вера в них, слабое владение логикой и умением представлять их достойно, а так же, разумеется недостаток сострадания к людям и другие анартхи, мешающие людям поверить в силу нашего учения. Т.е. чем дальше мы продвинулись в анартха-нивритти тем лучше это для проповеди, чем больше у нас вкуса, тем больше нам жалко тех, у кого его нет, чем сильнее наша вера, тем мягче мы говорим о суровых истинах описанных в шастрах и т.д. А что касается традиционного-положения женщин то это не слабый а сильный момент в проповеди. Вот злоупотребление варнашрамой в форме кастовой системы, злоупотребление положением женщин в ней, это должно быть объектом нашей борьбы, как с этим боролись все вайшнавские ачарйи. Именно злоупотребление это традицией а не сама традиция является слабым моментов в проповеди.

  4. July 17, 2017
    Reply

    “и все кармические женщины его поддержали” – все, т.е. 100%? откуда такая статистика? И с каких пор нам интересно мнение млеччх и яванов?
    “За то что здесь ужасно относятся к женщинам” – в Ведической культуре женщина – мать, Лакшми, ее защита является высшей дхармой для всех варн. Что значит ужасно относятся? “куда мы идем с такой проповедью?” – смотря с какой. Вы похоже идете в сторону от авторитетной линии, судя по вашему желанию изменить послание в угоду неразумной публики, либо просто проповедь – это не ваше, т.к.для проповеди важно иметь твердую веру и не идти на компромисс

    • July 17, 2017
      Reply

      Ananda, другого мнения от вас и не ждали. Спасибо за мнение. Мое почтение!

      • July 18, 2017
        Reply

        Nitia, а что вы ждали, написав такой комментарий в группе Стри-дхарма, посвященной культуре варнашрамы? Совершить революцию в умах невежественных? …

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *